Путешествия на Северный полюс - North Pole Adventures


В прошлую пятницу я был на Северном полюсе

Не все знают, где находятся Каторовы острова и чем они отличаются от Канарских, но где Северный полюс - знают все. И еще известно, что там очень холодно. Но настоящий полярник не тот, кто не боится мороза, а тот, кто хорошо экипируется. Итак, тепло одевшись, захватив с собой парашют и сев в самолет в Москве, через несколько часов вы сможете приземлиться на самую макушку планеты. Если, конечно, умеете прыгать с парашютом. Если не умеете - вам следует либо научиться, либо прыгать в паре с опытным инструктором на специальном двухместном парашюте.

Участники Седьмой международной парашютной экспедиции на Северный полюс собрались в Москве в апреле. Вообще, вторая половина апреля - единственное время, когда на полюсе можно проводить подобные акции. Неделей раньше еще очень холодно, мороз до минус сорока, с начала мая - много открытой воды и туман, осложняющий полеты авиации. Перелет к месту старта в заполярный городок Хатанга занимает 5-6 часов. Кроме того, что в окрестностях Хатанги растет самое северное на планете дерево, она известна тем, что местный аэропорт открыт 350 дней в году. Для нас это очень важно, так как запасных аэродромов для возвращающегося с полюса самолета мало. Группа обеспечения, сильно увеличенная журналистами, на специальном "арктическом" самолете "Ан-74" вылетает на ледовый аэродром, построенный к нашему прилету на огромной льдине, всего в ста километрах от полюса. На этой же льдине палаточный лагерь, где можно безопасно и небезынтересно переждать любую непогоду. Основная группа не тратит время попусту. Всего час на вертолете, и мы в стойбище оленеводов. В обмен на "огненную воду" - искреннее радушие встречающих, сувениры, катание на оленьих упряжках. И при этом наша большая радость, что нам выпало жить не здесь.

Вернулись в Хатангу, ждем от ледовой группы команды на взлет. Самая большая проблема с иностранцами - их интересует точное время вылета. С русскими много проще. Они проводят время в баре, твердо зная - без них не улетят.

Ледовая группа выходит на связь. Их информация: погода для выполнения парашютных прыжков критическая. То есть - прыгать можно, но лучше подождать. В метеобюро узнаем прогноз: через сутки погода ухудшится. Запрашиваем ледовую обстановку в районе полюса. Ледяные поля большие, торошение незначительное, открытой воды мало. Принимаем решение: лететь! В баре тост за счастливую дорогу - и в самолет. Не забыть бы приготовленные парашютные контейнеры с ананасами, бананами, апельсинами. Без них праздничный банкет на полюсе не будет таким экзотическим. Шампанское в этом году брали в специальной упаковке: бутылка покрыта слоем пенопласта. Хитро, но не помогло. Пока произносится тост, оно все равно замерзает. Выхода два - или пить сразу, или "разбавлять" водкой. Но это уже потом, на льдине. А пока две тысячи километров полета над совершенно белым пространством.

Примерно за час до прыжка начинается подготовка, то есть облачение в костюмы. Кто прыгает на полюс не первый раз, стараются оттянуть этот момент на попозже. В теплом самолете в арктическом костюме будет слишком жарко. Самолет пролетает точно над полюсом. В открытую рампу видны два вертолета группы обеспечения и маленькие точки людей. Но прыгать рано. Ветер очень сильный, и километра два нужно еще постоять в самолете. Команда выпускающего - и, как в хорошем боевике, парашютисты один за другим посыпались за борт. Руководитель прыжков внимательно считает раскрывшиеся купола. После приземления проследить за спустившимися с неба будет невозможно. Толкотня возле земной оси, фотографирование с флагами спонсоров, снимки на память, кругосветное путешествие" Хорошо, что здесь полярный день и никто не торопит улетать. Но, вдоволь наморозившись, мы сами залезаем в вертолеты и летим в лагерь. В теплых палатках уже не чувствуешь себя так далеко от цивилизации, и шутка о том, что продуктов у нас - на два месяца автономного существования, напоминает, что уже в понедельник многим нужно быть на работе"

Вернувшись домой, вы находите несколько минут, чтобы научиться небрежным тоном произносить фразу (она понадобится при встрече с друзьями) : "В прошлую пятницу был на Северном полюсе..."

Сергей ИНСАРОВ
Журнал «Автопилот»
№ 6 от 1997 [оригинал статьи]