Путешествия на Северный полюс - North Pole Adventures


Прыжок на макушку Земли в 87 лет

Что характерно, после увольнения из армии многим генералам больше по душе сегодня заниматься политикой, причем на самых разных уровнях - на высшем государственном, в рамках отдельной партии, в масштабах области, города, района... Большая редкость, чтобы кто-то оставался верен своим любимым увлечениям офицерской поры. Генерал-майор авиации Александр Иванович Халутин исключение тому. Находясь в отставке, в возрасте 87 лет, по классификации долгожитель, он произвел прыжок с парашютом с самолета и опустился... на Северном полюсе. Такого еще в истории покорения полюса недоступности никогда не было, да и вряд ли будет в ближайшие годы. Это событие достойно занесения в книгу рекордов Гиннеса и является продолжением славных традиций русской авиации.

Наша справка: До А. И. Халутина на Северном полюсе побывали генералы М.В.Водопьянов, И. Т. Спирин, В. С. Молоков, контр-адмирал И. Д. Папанин. Но далеко не в его возрасте, да и генеральские звания они получали потом. Первым же достиг Северного полюса адмирал Роберт Пири в 1909 году на собаках в возрасте 53 лет. Над Северным полюсом пролетали генерал Умберто Нобиле на дирижабле "Италия" в 1928 году, а в 1937 году - экипаж самолета АНТ-25 в составе будущих генералов В. П. Чкалова, Г. ф. Байдукова и А. В. Белякова. Но эти полеты, вследствие сегодняшней доступности, сохранили лишь историческое значение.

Сообщение о высадке парашютного десанта с участием ветерана Вооруженных Сил на полюс прозвучало по центральному телевидению в вечерней программе НТВ 25 апреля. На следующий день утром я узнал, что Халутина видели вчера, но не по ТВ на полюсе, а дома. Меня, как его соратника и друга, это обнадежило и я позвонил на квартиру Александру Ивановичу, и вскоре услышал его бодрый голос. Поздравил с выдающимся достижением и спросил, как он так быстро обернулся. Услышал в ответ: "Да, был на полюсе, но не вчера, а 19 апреля, информация запоздала".

Об этом уникальном случае с восторгом рассказал своим домочадцам, но сноха, поохав, сказала: "Вы хоть не последуйте примеру вашего предшественника по заведованию кафедрой в академии, кости-то в таком возрасте хрупкие". Это действительно так, в парашютном спорте и у молодых они не выдерживают, чему был неоднократным свидетелем. А потому на протяжении уже нескольких лет уговаривал Александра Ивановича прекратить прыжки с парашютом. Тот с лукавой улыбкой постоянно подчеркивал, что ему любовь к авиации и парашютному спорту привил не кто иной как сам легендарный Валерий Чкалов, когда еще не был знаменит. И он будет верен своей страсти до конца и продолжал прыгать в порядке тренировок на праздниках и в Тушино, и в Лужниках.

Не могу не сказать несколько слов о своем коллеге и товарище. Мы с ним последовательно заведовали одной кафедрой в Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина, закончили войну на соседних аэродромах в Латвии, где участвовали в окружении и пленении немецкой группы армий "Север" в составе 33 дивизий, часть которых длительное время блокировала Ленинград.

Родился Александр Иванович в 1910 году в деревне Шапкино Ярославской области. Летать начал на планере в Ленинграде под руководством Валерия Чкалова. В 1931 году окончил 3-ю Оренбургскую военную школу летчиков и затем служил в строевых частях.

Великую Отечественную войну встретил 22 июня 1941 года на Украине командиром 249-го истребительного авиационного полка, который только формировался и в своем составе имел мало летчиков и самолетов. Однако с первых минут войны он вынужден был включился в борьбу с немецкими захватчиками. В ходе войны Александр Иванович уничтожил 6 самолетов в воздухе и 5 на аэродромах. На заключительном этапе Великой Отечественной командовал 171-м истребительным авиационным Тульским полком.

А это послевоенный путь Александра Ивановича - заместитель, затем командир истребительной авиационной дивизии, с 1957 года - начальник Качинского высшего военного авиационного училища летчиков. Через два года - начальник кафедры методики боевой подготовки и безопасности полетов Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. С 1963 года он на заслуженном отдыхе, но несмотря на возраст никогда не расставался со своей привязанностью к парашютному спорту.

Подготовка к полету на Северный полюс проводилась под руководством известного аса - парашютиста Сергея Николаевича Инсарова. Сам же полет на десантирование выполнялся на самолете Ан-26 по маршруту: Москва - Хатанга - остров Средний - Северный полюс. Этот маршрут являлся наиболее целесообразным. Выбрасывались на полюс группой в 26 человек, сюда входили и 8 иностранцев: из США, Канады, Австралии, Австрии, Голландии и Южной Африки. Условия десантирования, как признался Александр Иванович, были достаточно сложные. Температура воздуха - минус 29 градусов, ветер - 12 метров в секунду. Однако посадку все произвели удачно.

На отметке Северного полюса были установлены флаги России, и иностранных государств, представители которых участвовали в десанте, а также указатель с расстояниями до Москвы и еще ряда столиц. "Не представляете как приятно было, - отметил генерал, - устанавливать на полюсе флаг авиации. Такого, кажется, пока еще никто не делал".

Генерал-майор авиации Виктор СВИЩЕВ, доктор военных наук, профессор.
Авиация России
№ 30 от 24.09.1997
Красная звезда от 24.05.1997